Задача повышения эффективности бизнес-предприятия и ее решение
Организационная система управления
Бизнес-процессы
Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.
Бизнес-процесс (БП) — последовательность операций, в ходе выполнения которых получается значимый для организации результат (продукты, услуги).
Бизнес-процесс, ИТ — устойчивый информационный процесс (последовательность работ), относящийся к производственно-хозяйственной деятельности компании и обычно ориентированный на создание новой стоимости….. Бизнес-процесс включает в себя иерархию взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну (или несколько) из бизнес целей компании……..
Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org
Итак, бизнес-процесс - это фрагмент внутрифирменной технологии. Технология отвечает на вопрос – как, в какой последовательности, с какими временными затратами нужно действовать каждому подразделению в рамках организации; с использованием какой входной информации (документов), какое необходимое действие нужно осуществить.
Очевидно, что цель любого хорошего руководителя – заставить работать предприятие «на автомате», с минимальным участием первого руководства в оперативном управлении; сосредоточиться, в условиях минимизации «текучки», на стратегических вопросах бизнеса.
Но прежде чем требовать от руководителей подразделений «автоматическую и хорошую», слаженную работу подразделений, необходимо точно, вплоть до деталей, осознать, что значит «хорошая» работа. Не просто на словах, а на бумаге, сформулировать необходимые действия подразделений в рамках общей деятельности предприятия т.е. разработать и передать в работу технологию Производственно-коммерческого процесса.
Именно формализацией, описанием, регламентацией бизнес-процессов, принятием их в работу внутрифирменными актами и дальнейшим контролем их соблюдения достигается переход в деятельности предприятия с «ручного» режима управления в режим «автоматического» режима управления (в режим самоуправления).
Представляется, что именно формализованные бизнес-процессы являются ключевым элементом организационного механизма коммерческого предприятия.
В настоящее время существует множество стандартов описания бизнес-процессов. В первую очередь это стандарты семейства IDEF. (http://idefinfo.ru)
Но на практике применяют и более простые и доступные рядовому линейному руководителю и специалисту методы описания бизнес-процессов, которые основаны на табличных формах и имеют название: маршрутные карты документооборота.
Принципы построения таких карт можно увидеть в книге В.Бовыкин "Новый менеджмент решение проблем управления", стр 314-318, а так же в других источниках, в т.ч. компьютерных программах документооборота и описания бизнес-процессов. Первоисточники этого метода лежат в нормативно-справочной документации по организации документооборота времен СССР (1993-96 г.г.)
В данных маршрутных картах (в ее шапке) по горизонтальной оси последовательно расположены «действующие лица» бизнес-процесса по верхней линейке управления: Ген. директор, Секретарь, руководители служб: Гл. инженер, Гл. технолог, Гл. бухгалтер и т.д. , а по вертикальной: последовательность этапов бизнес-процесса по-порядку.
При необходимости, маршрутная карта может быть детализирована до следующего уровня подчинения. В этом случае рядом с руководителем службы раскрывается столбец с его подчиненными: Гл. бухгалтер, Бухгалтер по производству, Бухгалтер по ЗП.
В крайнем левом столбце указываются этапы бизнес-процесса по порядку. В следующем столбце – форма документа или информационного модуля, который используется в этом этапе. В следующем столбце – сроки выполнения операции с данным документом или информационным модулем. В следующих столбцах, в ячейках, на пересечении аббревиатуры действующих лиц и этапов проставляется вид действия (операции) с документом или информационным модулем.
Стрелки на МК обозначают последовательность этапов бизнес-процесса (сверх - вниз). Наличие пунктирной стрелки предполагает возможную «развилку» последовательности бизнес-процесса.
Количество видов операций ограничено (и в то же время полно):
- И – исполнитель, исполнение
- С – согласование
- У – утверждение
- О – ознакомление
- П – получатель, получение ( в дальнейшую работу)
- А – архивирование
Последовательность операций всегда одна и логически очевидна: cначала документ исполняют, затем несут на согласование, после согласования на утверждение, с утвержденным документом ознакамливают и в конце передают кому-то в дальнейшую работу. Подразумевается, что «с документом ходит» и инициирует процедуры согласования, ознакомления, утверждения – Исполнитель. Образно говоря, Исполнитель «делает ноги документу (информации)».
Примечание: в связи с использованием общих информационных баз данных, учетных систем и информационных сред, когда несколько пользователей могут входить и дополнять, смотреть, вносить информацию в эту среду со своих рабочих мест, необходимо в МК информационного оборота использовать дополнительные символы, обозначающие действия при такой работе, например:
- Р - Работа с информацией из электронных форм (модуля, системы), просмотр информации
- В - Внесение информации в электронную форму модуля, системы
- Д - Для кого, кто Дальнейший пользователь информации
- Ф - Формирование электронных отчетов, Файлов
Самой маршрутной карты "на столе" участника бизнес-процесса уже достаточно для того, что бы он осознавал свою функциональность и необходимые действия в рамках бизнес-процесса.
Но при необходимости, можно делать и "выписки" из МК по каждому действующему лицу.
Пример:
Автоматической (с помощью обработки МК макросами VBA) выпиской из маршрутной карты бизнес-процесса по конкретному действующему лицу формируется список его функций, привязанных к конкретным формам документов (формам информационных модулей) с указанием сроков исполнения этой функции.
Рассмотрим понятие: «основные бизнес-процессы». Вот некоторые формулировки, которые удалось найти в Интернет:
"Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента, и, обеспечивающих получение дохода для предприятия…..Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного (не более десяти)".
«Основные» бизнес-процессы
Эти процессы образуют «жизненный цикл» продукции компании, создающие ее потребительскую ценность для клиентов….. Все они описываются по, так называемым, производственно-коммерческим цепочкам: «первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей ? реализация запроса (заявки, заказа, контракта и т.п.) ? послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей». (Подобный «жизненный цикл» продукции был приведен в разделе «петля качества» еще в стандарте ИСО 1987 года).
В связи с тем, что четкого общепринятого определения «основные бизнес-процессы» нет, попробуем самостоятельно ввести эту категорию.
В главе "Функциональная и организационная структура", были даны комментарии к утверждению: необходимо считать основными бизнес-процессы как реализации, так и производства продукта и услуг.
Под «основными бизнес процессами» будем понимать те бизнес-процессы коммерческого предприятия, которые являются системообразующими в Производственно-коммерческом процессе предприятия, определяют сущностные свойства организационного механизма конкретного коммерческого предприятия и определяют его тип (торговое, строительно-монтажное, производственное, сферы услуг и т.п.).
Очевидно, что данные бизнес-процессы связаны с «жизненным циклом» продукции коммерческого предприятия, которое «генерирует» этот продукт для рынка клиентов, используя услуги и продукт рынка поставщиков и собственные трудовые и материально-технические ресурсы. «Жизненный цикл» продукции связан с оборотом капитала, который, в свою очередь, представляет собой процесс: деньги – товар – деньги.
Таким образом, можно считать, что основные бизнес-процессы коммерческого предприятия – это бизнес-процессы, связанные с движением материально-денежных потоков, по линии: рынок поставщиков – коммерческое предприятие – рынок потребителей и определяющие «жизненный цикл» оборота капитала.
Попробуем перечислить эти бизнес-процессы для общего случая, последовательность и взаимосвязь которых будет зависеть от специфики бизнеса коммерческого предприятия:
- Экономическая, производственно-коммерческая, финансовая отчетность
- Экономическое, производственно-коммерческое, финансовое планирование
- Поиск клиента, заявка клиента на товар (услугу)
- Заявка поставщикам товара (услуг).
- Заявка поставщикам ресурсов.
- Доставка (получение) товара (услуги) от поставщиков.
- Доставка (получение) ресурсов от поставщиков.
- Комплектация (производство) товара (услуги) для клиента с использованием имеющихся ресурсов.
- Доставка товара до Клиента, получение товара (услуги) клиентом.
- Учет труда и начисление заработной платы.
Как видно из этого перечня, основными бизнес-процессами необходимо считать и бизнес-процессы консолидированного экономического, производственно-коммерческого и финансового планирования/отчетности. Эти бизнес-процессы полностью попадают под определение «основных» бизнес-процессов: они связаны с движением материально-денежных потоков, связаны с «жизненным циклом» оборота капитала и зависят от типа коммерческого предприятия (торговое, строительно-монтажное, производственное, сферы услуг и т.п.).
Бизнес-процесс «Учет труда и начисление заработной платы» так же можно считать «основным» по вышеперечисленным причинам: этот бизнес-процесс так же связан с движением материально-денежных потоков и зависит от типа коммерческого предприятия.
Ответ на первый вопрос, нужно ли это делать - проводить формализацию бизнес-процессов: да, нужно...
Второй вопрос: кто это будет делать (разрабатывать технологию). Безусловно, без участия высококвалифицированного, узкоспециализированного специалиста – руководителя подразделения, не обойтись. Но нужно понимать, каждый профильный руководитель – «заинтересованный» персонаж внутри организации, отстаивающий в первую очередь свои узковедомственные интересы и интересы своей службы. Т.е. при разработке бизнес-процесса необходим «взгляд сверху», с точки зрения интересов всей бизнес-организации как целого; взгляд, выявляющий оптимальный и необходимый порядок взаимодействия подразделений предприятия друг с другом на уровне интереса всего бизнеса в целом.
Наиболее качественный выход из этой "системной сложности" - это приглашать независимого, внешнего бизнес-аналитика, имеющего опыт формализации бизнес-процессов и совместно с ним, с привлечением, при необходимости, руководителей подразделений, создавать маршрутные карты документооборота (движения информации) по бизнес-процессам предприятия.
Подробнее об объективных системных сложностях решения задачи: "оптимизация системы управления бизнес-предприятия" см. в разделе Системные сложности решения задачи
Продолжить изучение раздела "Организационная система" и перейти на следующий лист этой темы - Учетная модель
|