Межрегиональная Компания Содействие
профессиональное сообщество консультантов-разработчиков по экономике и организационному развитию бизнес-систем
Совершенствование организационной системы управления - путь к повышению эффективности и прибыльности бизнес предприятия
Оптимизация системы управления

Межрегиональная компания содействия
E-mail: stratil@mail.ru,
info@ed-kosheev.ru,
eduardK2008@yandex.ru
Телефон: 8(902)836-44-70
8(342)214-25-59
Ник в Skype: eduardk200

 
Организационный и экономический консалтинг, бизнес-анализ, бизнес-инжиниринг, разработки и внедрения
 
SaaS Автоматизация информационного оборота бизнес-процессов
 
Постановка и IT-решение экономических задач предприятий, экономический аутсорсинг  ►
 
Система позаказного (пообъектного) учета труда и разнесения ФОТ на себестоимость объектов (SaaS-внедрение, сопровождение)
 
Задача повышения эффективности бизнес-предприятия и ее решение (системный подход)  ►
Оптимизация организационной системы
Оптимизация системы учета труда, ЗП, премирования
 

Проектное управление. Бизнес-проекты. START UP нового бизнеса  ►

 
Юридические услуги для бизнес-организаций и физических лиц
 

Отзывы

 
Публикации, статьи, тематические материалы
 

Реквизиты

 

Руководитель проекта

 
Коллеги, смежники, партнеры
 
Регистрация на сайте
 
Консультации on-line, вопросы
 
Почему skype?
 
Библиография
 
Карта сайта

 


 
Нравится   Нравится

 
 
Rambler's Top100
 

Публикации, статьи, тематические материалы

Производственно-коммерческая эффективность и эффективность использования оборотных средств

Журнал: Декабрь 2010 г.
Автор: Кощеев Эдуард Витальевич
  Абсолютно согласен с тем, что главная цель управления, в итоге, - это оптимизация (положительная динамика) экономических показателей.
(из статьи Румянцева А.А., выпуск журнала Октябрь 2010 г.)
Хотелось бы продолжить тему разработки и ввода в эксплуатацию системы экономических показателей, количественно отражающих результативность и эффективность бизнеса и его подсистем.
Один из ключевых показателей эффективности производственно-коммерческого процесса - показатель эффективности использования оборотных средств. На контроле именно этого показателя должна строиться оптимизация производственно-коммерческой деятельности.

Эффективность - это отношение результата к ресурсам, на которых он был получен.

Как указывалось в статье
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕС-ПРЕДПРИЯТИЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРИБЫЛЬНОСТЬ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Журнал: Май 2010 г.
Не так важен сегодняшний объем бизнеса и динамика его роста, важна его эффективность. От низкой эффективности умирают и большие и маленькие...
Конкурентоспособны и выживают на рынке - более эффективные.

Понятия: результативность и эффективность бизнеса подробно разбирались в статье:
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННИК - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР И ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
И мы уже знаем, что совокупный показатель эффективности бизнеса - это рентабельность собственного капитала (отношение прибыли, руб. полученной за отчетный период к среднедневному собственному капиталу, руб. предприятия в этом отчетном периоде).
Капитал предприятия детализируется на основной и оборотный.
Основной капитал - это стоимость основных средств.
Оборотный - это балансовая стоимость товарных и материальных запасов, готовой продукции и незавершенки, деньги на счету, дебиторская задолженность клиентов и поставщиков.

Очевидно, что повышение совокупной эффективности бизнеса (рентабельности капитала) можно достичь в т.ч. путем повышения эффективности оборотного капитала.

Но:
"не можете измерить, следовательно, не можете управлять", "вы получаете то, что измеряете" Боб Фелпс.
Именно поэтому, если мы хотим управлять обороткой эффективно, влиять за счет этого на совокупную эффективность бизнеса, нужно, прежде всего, понять и научиться измерять этот показатель: эффективность оборотных средств.

Результатом производственно-коммерческого оборота нужно считать не Прибыль [= Доход - Условно_постоянные (бюджетные) затраты, а Доход [=Выручка - Прямые затраты (цена поставщика, себестоимость) - Условно_переменные затраты]
Тогда эффективностью производственно-коммерческоой деятельности будет - отношение результата этой деятельности - дохода к ресурсам, на которых он был получен - среднедневной стоимости оборотных активов.
Назовем этот показатель эффективности: рентабельность оборотных средств (R).
R = Доход \ среднедневные Оборотные Активы

R - имеет вполне понятный "физический" смысл и показывает: какой доход, руб мы имеем ежемесячно на каждый вложенный в оборотку руб.

В случае торговой фирмы, и в случае, когда среднедневной дебиторской задолженностью, среднедневным наличием денег на счету, - можно пренебречь по сравнению с объемом оборотки "замороженной" в товарных запасах. А так же в случае, когда мы пренебрегаем суммами списаний на технологические потери (и др. условно-переменными затратами) по сравнению с общим маржинальным доходом, формула рентабельности оборотных средств приобретает очень простой вид:

R = mДоход / ТЗ
где mДоход - это маржинальный доход, разница между отпускной ценой и ценой поставщика (себестоимостью) всего реализованного за отчетный период товара.
ТЗ - это среднедневная себестоимость товарных запасов.

А вот сейчас самое интересное:

Среднедневные Товарные запасы (ТЗ), так же как mДоход - можно учитывать не только совокупно по всей фирме, но с детализацией: по торговым точкам, группам и подгруппам товара, вплоть до конкретного артикула товара.
Получается, что мы имеем возможность рассчитывать рентабельность оборотки, "замороженной" в товарных запасах в разрезах: по торговым точкам, группам и подгруппам товара, и даже по-артикульно.
Сравнивая эти показатели, мы можем "определить точки приложения дополнительных управленческих усилий", выявляя самые коммерчески низкоэффективные торговые точки, группы, подгруппы и артикулы товара.
(Примечание: с применением понятия "рентабельность оборотных средств" возможна количественная оценка эффективности не только товарных запасов, но даже клиентов и поставщиков с учетом их среднедневной дебиторской задолженности).

Практическое задание 1. Возьмите два артикула товара. Определите их количественное наличие на начало каждого дня месяца (шт.). Умножив количество на балансовую стоимость (цену поставщика), просчитайте ТЗ, руб. этих артикулов в каждый день месяца. Просчитайте среднедневные ТЗ, руб. этих артикулов, взяв среднеарифметическое значение ТЗ, руб. (просуммируйте за каждый день и разделите на количество дней). Определите mДоход полученный по каждому артикулу в этом месяце. Рассчитайте R= mДоход / ТЗ по каждому артикулу.

Какой артикул дает большую отдачу (доход, руб.) на каждый вложенный в его товарные запасы руб. На сколько (,руб) отдача больше? На сколько % отдача больше?

Как повысить совокупную по фирме R (рентабельность товарных запасов)?
Например, путем оптимизации ассортимента и складских запасов:

  • просчитать R по группам и подгруппам товара, по-артикульно в группах
  • отсортировать (например, по убыванию)
  • выявить самые низкорентабельные группы, подгруппы и артикулы товара
  • сократить их товарные запасы, вплоть до исключения из ассортимента
  • принять решение, какой новый ассортимент, потенциально с рентабельностью выше средней по фирме, сможет его заменить на "прилавках" фирмы.

Понятно, что все это нужно "делать с умом":
нужно помнить, что существует "закон ассортимента": чем он шире, тем более привлекательней "прилавок" Вашей фирмы для клиентов, т.е. сокращение ассортиментного ряда в целом - не желательно.
Но нет особого смысла выкладывать слишком широкую линейку конкурирующих друг с другом (на Вашем же "прилавке") артикулов. Мы всегда работаем в условиях ограниченного объема оборотных средств, которые можем "заморозить" в товарных запасах. И оборотка, вот уж как нам пригодится еще, в т.ч. для ТЗ новых артикулов товара.
Кроме этого, как правило, в торговых фирмах создается некий список "неприкасаемых" артикулов, которые можно отнести к имиджевому или социально-значимому товару, и которые всегда должны находиться в рабочем ассортименте фирмы.

Примечание: Система количественной оценки эффективности оборотных средств в разрезе: торговые точки, товарные группы и артикулы, клиенты - впервые была использована автором в 2001 г. для оптимизации ассортимента и товарных запасов, форм работы ООО "Периодика-сервис" г.Пермь (бывшая сеть "Союзпечать" 30 киосков, 3 склада-магазина, 150 работников, ассортимент 10 тыс. наименований).

Закономерно возникает Вопрос: а какие минимальные товарные запасы артикула - оптимальны?
Ответ: такие, когда с одной стороны нет случаев: "спрашивали, но не было в продаже (и в итоге не совершили покупку)", а с другой стороны среднедневные ТЗ (на складе, без учета товара в дороге) в течение месяца - минимальны, например, были бы не более определенного % от объемов его реализации в данном месяце (например, 30%).
Этот % - по сути, унифицированный норматив складских запасов, который может определяться как единый на весь товарный ряд фирмы, так и различаться для отдельных групп товара.
Снижая этот норматив за счет качественного управления складскими остатками и дозаказом поставщику можно в итоге добиться повышения отдачи от оборотных средств, "замороженных" в товарных запасах, повысить совокупную рентабельность оборотных средств и эффективность бизнеса в целом: рентабельность собственного капитала.
Подробнее на:
http://archives.maillist.ru/29828/1455362.html
http://archives.maillist.ru/29828/1460822.html
http://archives.maillist.ru/29828/1478279.html
уроки 10, 11, 12 архива рассылки "Как, понимая экономику бизнеса, повышать его эффективность"