Межрегиональная Компания Содействие
профессиональное сообщество консультантов-разработчиков по экономике и организационному развитию бизнес-систем
Совершенствование организационной системы управления - путь к повышению эффективности и прибыльности бизнес предприятия
Оптимизация системы управления

Межрегиональная компания содействия
E-mail: stratil@mail.ru,
info@ed-kosheev.ru,
eduardK2008@yandex.ru
Телефон: 8(902)836-44-70
8(342)214-25-59
Ник в Skype: eduardk200

 
Организационный и экономический консалтинг, бизнес-анализ, бизнес-инжиниринг, разработки и внедрения
 
SaaS Автоматизация информационного оборота бизнес-процессов
 
Постановка и IT-решение экономических задач предприятий, экономический аутсорсинг  ►
 
Система позаказного (пообъектного) учета труда и разнесения ФОТ на себестоимость объектов (SaaS-внедрение, сопровождение)
 
Задача повышения эффективности бизнес-предприятия и ее решение (системный подход)  ►
Оптимизация организационной системы
Оптимизация системы учета труда, ЗП, премирования
 

Проектное управление. Бизнес-проекты. START UP нового бизнеса  ►

 
Юридические услуги для бизнес-организаций и физических лиц
 

Отзывы

 
Публикации, статьи, тематические материалы
 

Реквизиты

 

Руководитель проекта

 
Коллеги, смежники, партнеры
 
Регистрация на сайте
 
Консультации on-line, вопросы
 
Почему skype?
 
Библиография
 
Карта сайта

 


 
Нравится   Нравится

 
 
Rambler's Top100
 

Публикации, статьи, тематические материалы

Жизнеспособность бизнес-предприятия. Эффективность и прибыльность. Системный подход.

Журнал: "Экономика современного предприятия" (esp-izdat.ru) Май 2010 г.
Автор: Кощеев Эдуард Витальевич

Мы знаем, что все живое в природе массово рождается, бурно растет в благоприятные времена, при благоприятных внешних условиях и массово гибнет, чахнет при суровых внешних условиях. Но при этом выживают и продолжают развиваться наиболее совершенные организмы. Работает дарвиновский естественный отбор. Так же и бизнес-предприятия. Почему же одни умирают, а другие выживают даже в период катаклизмов? Причем вне зависимости от своей величины. Ответ очевиден и напрашивается сам собой: те предприятия, которые выживают, - более эффективны. Так вот и вопрос: а что такое конкретно - быть эффективным. Что это вообще такое - эффективность бизнес-предприятия? Как она количественно оценивается, как ее "замерить"? От чего она зависит? Как можно на нее влиять и повышать? Попробуем разобраться с этими вопросами.

1. Показатели эффективности и результативности

Критерий эффективности - это отношение результата к ресурсам, на которых он был получен. Быть более эффективным - это значит получать больший результат на тех же ресурсах, или получать такой же результат на меньших ресурсах.
Что такое результат для коммерческой организации?
"Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности" (Гражданский кодекс РФ).
Т.е. если коммерческая организация не генерирует прибыль - ее существование бессмысленно.
Прибыль - это Результат деятельности коммерческой организации. Следующий вопрос, который возникает - а как генерировать больший объем Прибыли на меньших ресурсах, т.е. генерировать Прибыль эффективно.

Примечание:
Какие бы рассуждения о клиентоориентированности, инвестициях в основные фонды и персонал, маркетинговые мероприятия - как "результатах" деятельности коммерческой организации не велись, нужно понимать то, что все это связано с одним "результатом" - Прибылью будущих периодов.)

Что такое ресурсы коммерческой организации?

  1. Это собственный капитал (собственные активы предприятия);
  2. Это ежемесячные условно-постоянные (бюджетные) и условно-переменные (общепроизводственные) затраты, которые по сути отражают себестоимость производственно-коммерческого процесса.

Итак,

  1. Показатель результативности - "управленческая" прибыль
  2. Показатель эффективности - рентабельность капитала (прибыль, руб., полученная на каждом руб. собственных активов предприятия за отчетный период)
  3. Показатель эффективности - рентабельность бюджетных затрат (прибыль, руб., полученная на каждый руб. условно-постоянных затрат).

Примечание:
Собственные активы предприятия в упрощенном виде - это [реальная на сегодняшний день (а не по бухгалтерскому балансу) Стоимость основных средств] + [Оборотные средства (товарные и материальные запасы в ценах себестоимости, деньги на счету, себестоимость незавершенки, непросроченная дебиторская задолженность клиентов и поставщиков)] - [Собственные обязательства (задолженность клиентам и поставщикам, персоналу, кредиты и т.д.]
Для того, что бы оценить объем собственного капитала бизнеса, необходимо сделать несколько (через какой-то интервал времени) "замеров" собственных активов предприятия и взять среднюю величину.

Важны не сегодняшние показатели результативности и эффективности бизнеса, а динамика этих показателей. Сами по себе абсолютные цифры мало о чем говорят. Они интересны в сравнении с показателями предыдущих периодов.

Динамика показателей результативности и эффективности бизнеса, по сути, отражает существующий тренд развития бизнес-предприятия.

Ключевым условием жизнеспособности устойчивого позитивного тренда развития является позитивная динамика ЭФФЕКТИВНОСТИ бизнес-предприятия (текущие "валовые" показатели прибыли и объемов производства - не показательны). Из-за низкой эффективности умирают и большие и маленькие. Выживают и развиваются на рынке более эффективные.

2. Эффективность и система управления

Эффективность можно условно разделить на эффективность внешнюю и эффективность внутреннюю.

Внешняя эффективность организации - это эффективность с точки зрения использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность - это эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей.

Внутренне эффективная организация рационально использует все виды ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, энергетических, производя при этом товары или услуги с минимальными затратами, низкой себестоимостью и высоким качеством. Фактически имеет низкую себестоимость самого производственно-коммерческого процесса и высокий уровень совокупной производительности.

Достигается это хорошо настроенной на нужды экономики бизнеса системой управления, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных подсистем: Организационной системы управления и Системы мотивации к труду.

Организационная система отвечает на вопросы: кто, что и где расположен внутри организации и кто, что, как и когда должен делать в организации для выполнения ее целей и задач.

Система мотивации к труду (система учета труда, ЗП и премирования, система трудовых отношений) отвечает на вопросы:

  • как строятся трудовые взаимоотношения на всей линейке: Собственник - Ген. директор - Топ-менеджмент - Линейный руководитель - Работник;
  • как учитывается и оплачивается их труд.

Совершенствование этих подсистем (организационное развитие) приводит к повышению внутренней эффективности бизнеса, уменьшению себестоимости производственно-коммерческого процесса и повышению совокупной производительности.

Причем очевидно, что эти подсистемы - бессмысленны одна без другой. И низкое качество одной из подсистем сводит на нет все достоинства другой.

Так же как идеальная организационная система управления будет "мертва" без системы мотивации к труду (и высокого уровня индивидуальной производительности каждого), так и система мотивации к труду становится абсурдной без качественной организационной системы управления (т.к. становится непонятным, к чему конкретно мотивировать работников и руководителей).

Понятно, что в системе управления наравне с вышеуказанными подсистемами присутствует и техническая подсистема. Но так же, все ее достоинства будут сводиться на нет низким качеством организационной системы управления или низким качеством системы мотивации к труду.

Как это ни странно, но при разговорах о модернизации экономики РФ (которая, как я понимаю, предполагает модернизацию предприятий РФ) озвучивают только техническую составляющую. (Например: запрет ламп накаливания и замена их на люминесцентные). А нужно понимать шире: модернизация - это улучшение производства в целом. А это в свою очередь, на каждом предприятии, зависит не столько от улучшения качества технической компоненты, сколько от качества целостной "системы управления" (организационной системы управления и системы мотивации к труду).

Taiichi Ohno, создатель Toyota Production System (Производственной системы Тойоты):
Планы по улучшению производства можно разделить на две части:
  • улучшение управления, например установление стандартов работы, реорганизация работы, четкое указание места для каждого предмета;
  • улучшение оборудования, например покупка оборудования и автоматизация станков.

Улучшение оборудования требует денежных затрат и является необратимым процессом. В рамках производственной системы Тойоты первым делом разрабатываются последовательность работ и их стандартизация. Таким образом, можно полностью или до определенной степени устранить большинство проблемных зон.
Если же сначала проводится улучшение оборудования, улучшить производственный процесс так и не удается.

Но отрадно то, что первое руководство страны все же осознает эту проблематику.
"Одними закупками высокотехнологичного оборудования проблему низкой производительности не снять... Нужна, в первую очередь, новая модель организации производства".
Президент РФ Д.Медведев.

3. Неэффективность российских предприятий

Низким уровнем внутренней эффективности и производительности на предприятиях РФ обеспокоены первые руководители государства.

"Главная проблема российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда остается чрезвычайно низкой."
"Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики."
"...эффективность и производительность труда наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников. "
"По данным Минэкономразвития РФ, сейчас (в 2008г.) в России темпы роста производительности труда в три раза отстают от темпов роста заработной платы."

Возможно, что низкая эффективность и производительность труда - "основной сдерживающий фактор и риск" в т.ч. и Вашего бизнеса.

Почему же так долго и много об этом говорится, но так сложно решить задачу повышения эффективности и производительности, которая кроется за задачей повышения качества системы управления бизнес-предприятия?

4. Системный подход

Ответ на выше поставленный вопрос и результат дает "системный подход" к задаче оптимизации системы управления бизнес-предприятия.
Почему? А все дело в том, что:

4.1. Бизнес-организация - это система. И существует принципиальная сложность изменения систем: "никакая система не может быть изменена средствами только самой системы" (теория систем).
Действительно, Мюнхгаузен на самом деле не может вытащить себя из болота за волосы. Т.е. бизнес-предприятие не может измениться само собой, нужно внешнее влияние, обмен информацией с внешней средой. (Чтобы красиво причесаться и хорошо выглядеть - нужно зеркало: обмен информацией с внешней средой).

Любой топ-менеджер или простой работник, волей-неволей - элементы системы. Вновь принятый в штат специалист - так же становится элементом системы сразу же после подписания договора-контракта. Чрезвычайно сложно, находясь внутри системы, влиять на ее изменение.

4.2. Попытки изменения системы управления путем разрозненного решения локальных задач - дают, как правило, при больших затратах "энергетики" низкий эффект. Почему? А из-за того что (говорит теория систем): при возмущающем воздействии, направленном на изменение положения одного элемента системы или взаимосвязи только двух элементов: "система стремится сохранить свои сущностные свойства, упрочить существующие связи", т.е. стремится вернуться в исходное состояние, сохранить свою структуру неизменной.

Выражается это в "сопротивлении" организации внутренним изменениям. Этот эффект озвучивают многие консультанты-разработчики и руководители. И происходит это не потому, что сотрудники или консультанты "плохие", а потому что это системная сложность.

Напрашивается логический вывод:

Для решения задачи повышения эффективности и производительности бизнес-предприятия необходим комплексный перепросмотр его системы управления с привлечением внешних специалистов.
Данный вывод подтверждает многолетняя практика многих, в т.ч. солидных и дорогих консалтинговых компаний и независимых консультантов-разработчиков. Даже может быть, не осознавая явно эти принципы "системного подхода", они используют их в своей работе.
Наверное, западные компании более эффективны по сравнению с российскими компаниями именно потому, что на Западе стало нормой жизни привлечение внешних специалистов в момент необходимости проведения изменений. Именно поэтому так развит (вот уже как 80-100 лет) управленческий консалтинг в экономически развитых странах Запада.

5. Заключение

Можно (и нужно) решать "внутренние" бизнес-проблемы, совершенствовать систему управления Вашего бизнеса, стремясь к повышению его эффективности. А "замерять" имеющийся ресурс - собственный капитал бизнеса (реальные собственные активы) и далее рассчитывать показатель эффективности - рентабельность капитала (зная Прибыль) просто необходимо. Если Вы будете делать это регулярно, то в итоге сможете увидеть и динамику этого показателя. Для исключения флуктуаций рекомендуем отслеживать динамику усредненных (например, за три последних месяца) показателей Прибыли и Рентабельности капитала.

Рентабельность капитала (R = Прибыль, руб. за месяц / Среднедневные собственные активы в течение месяца) имеет вполне понятный "физический" смысл.

Например, если он равен 0, 01, то это обозначает, что Вы получаете 10 руб. на каждую тысячу руб. капитала ежемесячно. Это соответствует [10 / 1000]*100% = 1 % прироста капитала в месяц или 12% в год. Очень интересно этот показатель сравнить с банковским % по вкладам:.(и с банковским % по кредитам, т.к. по сути, Собственник "кредитует" бизнес своими инвестициями).

Если показатель рентабельности капитала Вашего бизнеса (в пересчете на % годовых) меньше, чем банковский % по вкладам, то стоит очень, и очень задуматься:В этом случае, наверное, будет целесообразно перевести капитал "в денежную форму", положить эти деньги в банк и "не мучиться с бизнесом".

Если показатель рентабельности капитала меньше чем банковский % по кредитам, то собственник, наверное излишне "щедр" к предприятию, он "кредитует" его своим капиталом по цене, ниже рыночной.